Режим самоизоляции не пройдёт бесследно. Сейчас, пока длятся карантинные меры и людям рекомендуют не покидать квартир, закрыты целые сегменты бизнеса. Рестораны, кафе, непродовольственные магазины, фитнес-центры, отели и другие представители МСП простаивают, работники, если компания не нашла способов продолжить деятельность, отправляются в отпуск, или того хуже увольняются.
Как сообщает правительство Нижегородской области, пока невозможно оценить уровень скрытой безработицы в малом и среднем бизнесе. Официальные данные показывают, что на начало апреля безработными зарегистрировано 7,6 тысячи человек. Однако те же рестораны и кафе по области отправили в неоплачиваемый отпуск гораздо больше людей. А они сейчас на биржах не регистрируются. Потому что ждут, что после апреля смогут вернуться на свои рабочие места. Доставка рестораны и кафе тоже не сильно спасает. Выгодна она сейчас только тем, кто и до пандемии такой сервис практиковал. Про арендаторов площадей в торговых комплексах вообще молчим. Поэтому, что будет представлять собой индустрия после окончания эпидемии представить сложно.
Негативных предположений много. Как от владельцев бизнеса, так и от аналитиков. Однако есть среди всего этого хаоса и положительные тенденции. Во-первых, бизнес, загнанный в неожиданную ловушку, начинает активно пользоваться инструментами, которые только начинали формировать тренды. Главный пример – массовый переход в онлайн. После пандемии эта тенденция не исчезнет, а продолжит активно развиваться. Такой же резкий толчок получит индустрия диагностики заболеваний, доставка непродовольственных товаров, защита данных и другие направления. Бизнес изменится. Во-вторых, ещё популярнее станет франчайзинг, как инструмент старта в предпринимательском деле. Покупка франшизы после каждого кризиса становится крайне популярным инструментов старта бизнеса. Так было и в 2008-ом году, так было и в 2014-ом году. Так будет и сейчас.
Основатель каталога франшиз Businessmens.ru Юрий Богомолов, считает, что первые признаки роста популярности франчайзинга мы можем наблюдать уже сейчас. В тех сферах, которые не пострадали от пандемии, а наоборот, стали исключением и получили повышенный интерес аудитории. В электронном каталоге франшиз в среднем на 8% за два месяца увеличился спрос на франшизы аптек и франшизы сервисов доставки еды. И это только начало.
Люди сейчас не теряют желание открывать бизнес. Но риски при этом начинают оценивать с большей тщательностью. Повысится количество нежелающих начинать бизнес с нуля из-за неуверенности в завтрашнем дне и своих силах. Покупка франшизы в этом свете выглядит надёжнее, потому что предлагает готовую схему, которая кризис уже выдержала. Компания осталась на плаву.
Безработица, которая проявится после пандемии и банкротство многочисленных фирм, также сыграют роль в повышении спроса на франшизы. Потому что без постоянного дохода на рынке окажутся и опытные специалисты, и даже бывшие топ-менеджеры.
Как отмечает главный редактора каталога Businessmens.ru Евгений Звягин, если вы до самоизоляции планировали найти выгодную франшизу, то не стоит откладывать это до лучших времён. Главная причина – время. На то, чтобы выбрать франшизу, связаться с представителем, узнать все нюансы и начать после этого работу, а уж тем более запустить бизнес, уходит не менее двух-трёх месяцев. Начинать нужно уже сейчас. Вторая причина – акции от франчайзеров. Сейчас, когда большинство «затаилось» в ожидании, владельцы франшиз провоцируют спрос снижением стоимости, отменой роялти и другими инструментами. Потом этого не будет.
Сейчас только в Нижнем Новгороде действует более 250 франчайзинговых систем. После окончания пандемии это число возрастёт. А 60% предложений гарантируют эксклюзив на город. Открыть бизнес по франшизе, если она уже продана в этот город, не получится. Поэтому действовать нужно на опережение. Кстати, с развитием франчайзинга всё больше фирм обращает внимание на города, где численность населения меньше. Появляются предложения с низкими инвестициями и быстрой окупаемостью. Франчайзинг становится более доступным для широких масс. Этот тренд формируется уже давно, но после кризиса 2020 года начнёт действовать с новой силой.